Интеллект — одна из важнейших особенностей человеческой психики. И, хотите верьте, хотите нет, его развитие напрямую связано с формированием головного мозга. Поэтому то, как мыслит ребёнок, качественно отличается от того, как это делает взрослый, ведь в разном возрасте активнее прочих работают разные отделы мозга.
У детей это мозговой ствол (отвечает за сердцебиение, кровяное давление, температуру тела, восприятие вкуса, мимику) и средний мозг (регулирует сон, аппетит и насыщение). А у взрослых — лимбическая система (контролирует эмоциональные реакции, речь, процесс обучения, обоняние) и кора больших полушарий головного мозга (управляет мышлением, осознанным поведением, мотивацией).
Жан Пиаже назвал этот этап периодом сенсомоторных операций. Это значит, что ребёнок учится более или менее осознанно воспринимать внешний мир и физически взаимодействовать с ним. Дети экспериментируют с окружающими предметами и обнаруживают связь между своими действиями и определёнными последствиями.
В первый месяц жизни младенца его интеллектуальные способности сильно ограниченны: полноценно работают только врождённые рефлексы. К четырём месяцам он осваивает простые навыки вроде сосания пальца. Правда, делает это всё ещё интуитивно. Зато уже в год ребёнок может вполне осознанно привлечь внимание мамы с помощью звуков, зная, что она его покормит или возьмёт на ручки.
Дальше младенец осваивает новые способы достижениях своих целей, всё так же продолжая экспериментировать. К примеру, раньше он звал маму плачем, но опытным путём обнаружил, что протяжное «ма-а-ам» не только менее энергозатратно, но и почему-то вызывает невероятное умиление. А к окончанию этого периода ребёнок может уже мысленно просчитать возможные последствия своих действий.
На этом этапе мозг младенца в четыре раза меньше мозга взрослого человека. Тем не менее каждую секунду в нём формируются миллионы синапсов. Мозг развивается настолько стремительно, что уже в три года его объём составляет 90% от взрослого.
На период подготовки и организации конкретных операций (именно так его назвал Пиаже) приходится активное развитие памяти и логических способностей, закладываются основы социального и эмоционального интеллекта. А мозг работает в два раза активнее, чем у взрослых, — он потребляет до 50% всего кислорода, поступающего в организм.
В три года ребёнок обычно становится строптивым, начинает активно проявлять собственную волю и желания.
Может быть непросто, но в это время важно дать ему свободу самостоятельно принимать решения — выбирать, чем заняться, в чём пойти на прогулку. Так он будет чувствовать, что родители его уважают, а это очень важно для развития эмоционального интеллекта.В этом же возрасте становится понятно, как ребёнку проще и интереснее учиться, общаться, усваивать новую информацию. С помощью простого теста родители могут выяснить ведущий способ познания ребёнка — аудиал, визуал или кинестетик. Благодаря этой информации можно будет индивидуально подбирать задания и способы обучения, которые подойдут конкретным детям.
До семи-восьми лет детям свойственно эгоцентричное поведение и мышление. И да, эгоцентризм — совсем не то же самое, что эгоизм. В этом возрасте дети просто не могут представить, что их точка зрения не единственно верная, а лишь одна из многих. Самый наглядный пример — эксперимент самого Пиаже.
Ребёнок сидит за столом, на котором стоят три пирамидки разной высоты. Напротив него сидит кукла. Ребёнку предлагают выбрать из нескольких предложенных картинок ту, которая показывает расположение пирамид с точки зрения куклы. Он выбирает ту, которая соответствует тому, что он видит сам, потому что не может представить себе взгляд со стороны.
Игры становятся интереснее: теперь дети могут оперировать не только конкретными физическими предметами, но и символами. Что это значит на практике? Коробка может стать столом для кукольного чаепития, шалашом, черепашьим панцирем — в общем, чем угодно хотя бы отдалённо похожим на картонный параллелепипед.
А поговорить?
В раннем возрасте детям больше всего свойственна эгоцентрическая речь. Она не направлена на собеседника, но очень важна для развития интеллекта. Особенно много её у детей 3–5 лет.
К восьми годам ребёнка становится сложно удивить примитивными фокусами, которые могли на ура работать раньше. Всё потому, что он осваивает понятия обратимости и сохранения вещества. Выясняется, что вода запросто превращается и в лёд, и в пар и дело тут не в том, что папа волшебник.
В этом же возрасте логическое мышление позволяет ребёнку увлечься животными, динозаврами, насекомыми, растениями — он начинает классифицировать объекты, выстраивать между ними иерархические отношения. Отсюда и глубокая обеспокоенность вопросом, победит ли волк тигра, а динозавр — дракона.
В 11 лет синаптические связи начинают вызревать — то есть те, которыми человек мало пользуется, распадаются. Остаются только наиболее эффективные. Проще говоря, если ребёнок знает тысячу и один способ неправильно держать ручку, то в этом возрасте он постепенно забудет их, останется лишь самый удобный (или правильный).
Активно развиваются лобные доли, поэтому дети начинают лучше контролировать себя и свои эмоции, поступать более ответственно, ставить конкретные и достижимые цели. Ещё благодаря активности лобных долей ускоряется формирование самооценки, отсюда и «проблемность» многих подростков. Их поведение принято называть сложным, хотя трудность здесь одна — большинство родителей просто не знают, что это естественный биологический (!) процесс.
Мышление ребёнка становится всё более абстрактным, он начинает выдвигать гипотезы, проводить мысленные эксперименты, осознанно рассуждать и делать логические заключения. Именно поэтому уравнения (с загадочными буквами вместо вполне понятных цифр) начинают проходить в 3–4-х классах, когда большинству детей как раз исполняется 11.