В 1970-е учёный Филипп Кумбс написал работу «Кризис образования в современном мире». Уже тогда он пришёл к выводу, что человечество накопило столько знаний, что школьник за 10 лет просто не успевает их усвоить. Наука же так стремительно развивается, что большая часть информации к окончанию школы устаревает. Кумбс пришёл к выводу, что бессмысленно пичкать ребёнка стандартным набором знаний. Важнее научить его работать с источниками и познавать мир без помощи посторонних или делать это вместе с ними.
Спустя полвека всё то, о чём писал Кумбс, до сих пор актуально. Когда говорят о будущем среднего образования, принято упоминать «новые грамотности» и «универсальные компетенции» — знания и навыки, которые понадобятся детям, чтобы стать состоявшимися людьми. Учитель становится не столько хранителем набора знаний, сколько сопровождающим ребёнка. Его задача — не пичкать порой совсем ненужной информацией, а помогать детям развиваться в разных направлениях.
Прежние требования к школе как к месту, где ученик получает знание от учителя в готовом виде и просто пытается их запомнить, уступают стремлению к персонализации и самообразованию.
Фундаментальной ценностью становится личность ученика: самобытная, разная и самоопределяющаяся
Однако по факту школы меняются очень медленно. Если представить класс начала XX века или даже конца XIX и сравнить его с почти любым современным, то изменений можно и не заметить. Да, в некоторых школах (но далеко не во всех) у учителей появились компьютеры, где-то вовсю используют электронные журналы и уроки, но идеологически среднее образование почти не изменилось.
То, что нужно сделать школу более личностно-ориентированной, говорят с начала XX века. Одним из первых об этом стал писать Лев Выготский. Он считал, что главный помощник в становлении ребёнка как личности — культурный контекст и среда, в которой он находится. По Выготскому, «переживание какой-нибудь ситуации, переживание какой-либо части среды определяет то, какое будет иметь влияние эта ситуация или эта среда на ребёнка».
Среда включает в себя всех — от родителей и педагогов до пространства класса или мебели дома. Один из главных тезисов Выготского, который лёг в основу самых прогрессивных современных образовательных практик, — в школе гораздо важнее не то, чему ребёнок научился, а то, на что он ещё способен. Учитель в такой парадигме не дрессировщик, а наставник и помощник в развитии.
Главная задача взрослых — оценивать не сиюминутную успешность (например, ставить пятёрку за контрольную или двойку за поведение), а прогресс.
Первые серьёзные исследования школьной среды появились в начале XX века. На организацию предметной среды одной из первых обратила внимание известная сейчас на весь мир Мария Монтессори. Она разработала модель воспитательного процесса, где учитель должен был руководить детьми, организовывая «подготовительную среду». Монтессори, как и Выготский, считала, что более свободная и ориентированная на личность обстановка заставляет ребёнка реализовать свои возможности. Главное место в придуманной ею системе занимала активность ребёнка, а не получение знаний.
«Не имея возможности побудить ребёнка к действию словом… взрослый вынужден создавать условия, соответствующие потребностям ребёнка в текущий момент жизни. В результате ребёнок находится в условиях, когда его поведение строится на основе собственной мотивации. Его действия направлены на удовлетворение собственных потребностей. Это „золотое время“ в развитии ребёнка. Ничего нет насильственного. Именно этот фактор и является определяющим высокую эффективность развития… Соединение мотивации и действия, направленного на её удовлетворение, является необходимым условием научения», — пишет психолог Владимир Шадриков о принципах воспитания ребёнка в раннем возрасте.
Однако по мере взросления ребёнка родители и педагоги начинают вести себя в точности наоборот. Они игнорируют его личность и мотивацию, что резко снижает эффективность развития.
Знаменитый польский педагог, писатель и признанный классик педагогики Януш Корчак в своей главной работе «Как любить ребёнка» выделял четыре типа «воспитывающей среды».
При воспитании в догматической среде ребёнок будет зависимым и пассивным; в среде безмятежного потребления — свободным и пассивным; в карьерной — активным, но зависимым.
С ним согласны и современные российские педагоги. По мнению профессора Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета Витольда Ясвина, «важны не абсолютные рекорды типа „лучший ученик“, „лучший спортсмен“, „лучший учитель“, предметом анализа является прежде всего индивидуальная динамика развития каждого члена образовательного сообщества».
Ясвин отмечает, что именно в идейной среде формируется активная личность, которая открыта к изучению и преобразованию окружающего мира, а также с высокой самооценкой, открытостью и свободой суждений и поступков. В книге он приводит систему координат, которую он придумал с коллегами-психологами для описания идеальной личностно-развивающей среды. Она состоит из двух осей: «свобода — зависимость» и «активность — пассивность». Специалисты даже придумали специальный опросник, который помогает определить, к какому типу образовательной среды ближе всего атмосфера в той или иной школе.
Даже те, кто профессионально никак не связан со школами или преподаванием, знают про финское образовательное чудо. Школьники из этой северной страны из года в год занимают лидирующие места в рейтингах PISA. Летом 2016 года все местные школы перешли к интерактивным методам обучения: ученикам разрешают самим выбирать интересные темы и моделировать курс обучения. Кроме того, школьники могут изучать предметы с помощью новых технологий или вообще за пределами школы — в музеях или университетах.
По словам консультанта в области образовательных стратегий Департамента образования Хельсинки Илоны Таймелы, главное в создании идеальной личностно-ориентированной среды — не то, как устроены классы в школе (хотя это тоже важно), но как ученики, учителя и родители взаимодействуют между собой. На образовательной выставке EdCrunch в Москве в 2018 году эксперт рассказала о том, каким образом устроена самая передовая система образования.
Программа базируется на теоретических знаниях — на том, что известно о процессе усвоения знаний, о коллаборации в ходе обучения, о направлении, в котором развивается мир, каждая школа и регион могут её адаптировать под себя. А целью школы становится будущее, а не настоящее.
«Четыре основных навыка XXI века — критическое мышление, сотрудничество, коммуникация и творческий подход — включены в финскую школьную программу. Но мы не ограничиваемся ими. Вот что мы добавили в этот набор. Каждый ученик должен уметь позаботиться о себе. Мы учим самостоятельности. Только умея заботиться о себе, можно заботиться о других. Правильно питаться, заниматься спортом, следить за своим здоровьем — всему этому мы тоже учим. Этот навык входит в базовый набор вместе с четырьмя основными. Кроме того — навык, касающийся культуры, идентичности. Навык коммуникации включает знание языка, но культура — более широкое понятие, затрагивающее идентичность. Более того, речь не идёт лишь о национальной культуре — у нас немало иммигрантов: в Хельсинки примерно для 20% учащихся финский не родной язык», — говорит Таймела.
Ещё один навык, которому учат в финских школах, — предприимчивость. По словам представителя Департамента образования Хельсинки, ученикам не рассказывают, как открыть собственное дело, а «прививают упорство».
«В финском языке есть слово „sisu“. Оно означает способность преодолевать трудности, не бросать начатое на полпути, сосредоточиться и довести дело до конца. Быть упорным — это тоже важный навык. И последний навык — участие. Участие в общественной, в школьной жизни», — объясняет Таймела.
Она и её коллеги считают, что предметы, которые изучают в школе, должны перестать быть главными. По словам эксперта, преподаватели по разным предметам и ученики должны работать сообща и анализировать программу с разных сторон.
«Ученики могут работать вместе, если у них одинаковые вопросы, или поодиночке. Нет единого подхода к получению знаний. Их источником становятся не только учителя, но и родители, специалисты за пределами школы и даже другие ученики. Но многое всё ещё зависит от преподавателя: во время личностно-ориентированного обучения — например, во время 5–6-недельного учебного цикла — именно он определяет цели и задачи процесса. Он может сказать: „Изучая вот это явление — допустим, за год их будет пять, — мы учимся сотрудничать. Вот как вам нужно работать“. Одной из целей может быть, например, развитие критического мышления. Роль учителя — не только организовать процесс, но и объяснить задачи и цели: вот чего мы добиваемся, вот чему нам надо учиться. Учитель оценивает не только знания, но и навыки, возникающие проблемы», — отмечает Таймела.
Финские эксперты считают, что образовательная среда должна быть «всеобъемлющей, целостной», чтобы она могла отвечать современным задачам обучения.
«Если взять Хельсинки, то мы считаем, что весь город — образовательная среда. Весь мир — образовательная среда. Благодаря цифровым технологиям мы не ограничены одной страной, городом, школьным зданием: всё работает на обучение. В самой школе тоже должны быть места, способствующие коллективной деятельности, помещения вроде залов. Обычные коридоры остаются в прошлом, а новые должны способствовать обучению. То же касается традиционных классов: они должны стать многофункциональными», — добавляет Таймела.
По её словам, в финских школах нет классов в привычном понимании, потому что они создают замкнутую атмосферу. Помещения могут быть разные — поменьше, чтобы ученик мог поработать в тишине, большие открытые пространства для совместной работы.
Ученики разного возраста могут работать вместе, поэтому ни к чему сажать, например, третьи классы отдельно от седьмых
Финские чиновники убеждены, что пятиклассники и восьмиклассники могут одновременно изучать один и тот же предмет — например, устройство человеческого тела и то, как оно работает.
«А раз они могут делать это вместе, то для чего деление учащихся по возрастному признаку? Любое место — часть образовательной среды. А она должна будить любопытство, должна быть уютной, безопасной. Должна быть такой, чтобы нам хотелось учиться, творить, узнавать новое», — заключает Таймела.
По её словам, на это влияют в том числе цвета, текстуры и то, как устроен школьный интерьер. Например, в помещениях должно быть больше прозрачных перегородок, чтобы ученики видели, чем занимаются другие, проявляли к этому интерес или помогали другим.
Если резюмировать, то, с точки зрения финских реформаторов, атмосфера в школе должна быть намного более открытой, способствующей совместной проектной работе. Это касается как взаимоотношений учителя с учениками и родителями, так и непосредственно школьного интерьера: классы необходимо делать прозрачными, должно появляться больше открытых пространств. Кроме того, от изучения и зазубривания конкретных предметов нужно постепенно переходить к формированию ключевых навыков, которые определяют жизнь человека сегодня: критическое мышление, сотрудничество, коммуникация и творческий подход.