Самые модные сегодня методики раннего развития появились в прошлом веке, и занимались по ним дети с особенностями развития. Например, врач и педагог Мария Монтессори придумала свою систему «помоги мне это сделать самому», работая в больнице, а Гленн Доман изначально создавал свою методику, чтобы помогать детям с отставанием в развитии интеллекта.
Сегодня по этим и многим другим методикам работает множество детских клубов и дошкольных учреждений. Все они призывают родителей заняться детским развитием как можно раньше. Лепка, музыкальные занятия, английский, чтение, каллиграфия — никогда ещё график дошкольника не был так насыщен, как сегодня. Что же произошло?
Современные родители — первое поколение, которое воспитывает детей не так, как это делали их мамы и папы, а ориентируясь на собственный опыт, знания и современные исследования о детском развитии. Книжные полки завалены литературой для родителей о том, как воспитать самых счастливых, творческих, любящих читать и программировать детей.
Но у такого вовлечённого родительства есть и обратная сторона: мамы и папы боятся чего-то недодать, не успеть или внезапно оказаться недостаточно хорошими. Постоянная оценка собственных действий, высокие социальные ожидания и постоянно меняющееся определение того, что такое «хороший родитель», провоцируют постоянную тревогу. Центры раннего развития или, ещё лучше, ежедневные занятия дома — наглядный способ продемонстрировать окружающим (и себе), что ребёнком занимаются.
А ещё сегодня родители проводят с детьми в два раза больше времени, чем 50 лет назад. С одной стороны, это здорово, ведь у детей наконец появилась возможность быть как можно дольше рядом со значимыми взрослыми, с другой — мамы в декрете оказываются заперты в четырёх стенах. И нередко развивающие центры — один из немногих способов выйти в люди и пообщаться с кем-то, помимо младенца и друзей в интернете.
Сыновья маминой подруги, надо полагать, существовали всегда, но никогда это не ощущалось так остро, как в эпоху социальных сетей. Когда в сторис годовалый ребёнок читает Маршака, а твой просто радостно произносит «гав-гав» при виде собаки, кажется, что все вокруг справляются лучше. Это ощущение называют синдромом упущенной выгоды — FOMO (англ. fear of missing out). Наблюдая за идеальными профилями в социальных сетях, сложно удержаться от сравнений.
Возможно, еще одной причиной стало появление постоянной проверки знаний в школах и даже детских садах. Казалось бы, в чём связь между ЕГЭ и младенцем, которого пару дней назад доставили из роддома? Но система, в которой всё образование направлено на подготовку к чему-то (сначала — к первому классу, потом — ОГЭ, ЕГЭ, поступление в институт) давит и на дошкольников. Кажется, что надо успеть выучить всё и как можно быстрее, чтобы потом ребёнку было проще изучать школьную программу, а значит — хорошо сдать экзамены, поступить в правильный вуз и найти высокооплачиваемую и престижную работу.
Исследований, подтверждающих прямой вред раннего развития, пока нет. Напротив, есть мнение, что дети, которые занимались в образовательных центрах, показывают лучшие результаты в освоении речи и социальной коммуникации. ЮНИСЕФ тоже призывает государства вкладывать средства именно в раннее развитие детей. Но не всё так однозначно.
Большая часть подобных исследований проводилась среди детей из семей с низким уровнем дохода, поэтому нельзя однозначно сказать, что повлияло на их успехи: методика, которой придерживались педагоги центра, или то, что дети стали чаще и качественнее проводить время с родителями, а также получили доступ к развивающей среде. ЮНИСЕФ, говоря о раннем развитии, и вовсе подразумевает создание атмосферы, в которой ребёнок сможет полноценно развиваться: меньше стресса, больше общения со значимым взрослом, возможность без ограничений играть и познавать мир вокруг.
Почему же тогда среди родителей, педиатров и психологов встречаются ярые противники раннего развития? Возможно, причина в том, что в погоне за лучшими результатами родители перестают обращать внимание на потребности ребёнка.
Если ему хочется скакать по лужам и играть с коробкой, а родители тащат его на «развивашки», это может привести как минимум к переутомлению, а как максимум — к отставанию в развитии. Потому что до шести-семи лет ведущая деятельность ребёнка — это игра. И его желание раскидывать цветную фасоль, а не раскладывать её по контейнерам пинцетом, — это нормальное поведение, соответствующее возрастному развитию, а не отклонение в развитии.
«Можно научить двухлетку завязывать шнурки, но этим придется заниматься семь дней в неделю, и как только вы прекратите эти занятия, ребенок все забудет. Если вы подождете до пяти лет и скажете: „Ну, как насчет того, чтобы научиться завязывать свои шнурки?“ — результат будет иной, вы сможете научить этому ребенка за полчаса, и он уже никогда не разучится это делать», — пишет о стремлении к раннему развитию психолог-практик Эда Ле Шан.
Эта распространённая мысль появилась с подачи японского инженера Масару Ибуки. Он написал одноимённую книгу, в которой изложил своё видение на развитие детей, опираясь на собственный опыт воспитания сына. Посыл у книги простой: до трёх лет мозг ребёнка как губка — впитывает всё, что вы ему дадите. Поэтому важно не упустить такой благоприятный для развития период.
Учёные не спорят, что ребёнок действительно очень быстро развивается в первые три года жизни и усваивает колоссальные объёмы информации. Однако исследования подтверждают, что существует так называемый эффект затухания. Ребёнок, научившийся читать в два, уже ко второму классу не будет ничем отличаться от сверстников, которые стали читать, например, в шесть.
Важно отдавать себе отчет, что мы все живем еще и в ситуации, когда реклама тоже давит на нас. Не только то самое сравнение в соцсетях, сравнение с друзьями и так далее. Часто мы не воспринимаем критически то, что нам предлагают.
Индустрия игрушек подхватила тренд на развитие, ускорение и улучшение детей, умело используя его для изменения трендов продаж. Например, выбирая между простым мячиком и мячиком, в котором будет что-то шуршать и перекатываться (развивающий!), мы часто выберем второй вариант. Из простого стремления дать ребенку лучшее. Но мячик — это всего лишь мячик. Маленький ребенок и так найдет для него миллион вариантов игры, даже если он не будет шуршать специальным образом.
«Любой малыш, родившийся сегодня, может рассчитывать, что на него обрушится поток самой различной информации и впечатлений с первых дней его жизни. Существует множество колыбелей с зеркалами и кольцами, свистками и рожками, со счетами (чтобы малыш не терял времени даром и учился арифметике); ребенку часто бывает трудно найти место в манеже из-за множества кукол, машинок, мячей, барабанов и прочего снаряжения, предназначенного для его умственного развития… Отсутствие внешней стимуляции развития не исключало того факта, что в то время было столько же умных и столько же не очень умных детей, как и сейчас. Мне кажется, что теория раннего обучения младенцев стала причиной многих эмоциональных расстройств, в том числе и детской бессонницы», — все та же Эда Ле Шан.
Надо. Но не спешите записываться в развивающий центр. Главное, чем родитель может помочь ребёнку, — создать для него благоприятную для развития среду и быть рядом, чтобы вовремя ответить на запрос. Согласно теории Льва Выготского, у детей есть зоны ближайшего развития. Их можно описать как задачи, которые ребёнок пока не может решить сам, но уже справляется с ними с помощью взрослых.
Он же ещё сто лет назад говорил о важности игры в жизни ребёнка. Игровая деятельность способствует развитию воображения, памяти, метапредметности и мышления. Именно возможность играть, общаться со сверстниками и близкими взрослыми, познавать мир вокруг себя самыми разными способами: от прыгания по лужам до игр в снежки, — и есть раннее развитие, позволяющее ребёнку в дальнейшем достигнуть успехов и в учёбе, и в жизни.