Цифровой ликбез
1-4 класс5-7 классЦифровые навыкиФинансовая грамотность

Цифровой ликбез

Смотрите видеоролики вместе с детьми и погрузитесь в мир цифровой и финансовой грамотности

≈5 минут
#
Поделиться
Ссылка скопирована

Авторское право

Посмотрите видеоролик на тему авторского права.

#

Расскажите, что авторское право ― это юридический термин, который означает, что права на произведение, ставшее результатом интеллектуального труда, принадлежат создателю (автору). Авторское право действует даже в Интернете и защищает любые виды контента: тексты, изображения, фото, дизайн, графику. Мы ежедневно используем и размещаем информацию в Интернете и редко задумываемся, что существуют законные правила использования информации, которую мы получаем через сеть.

Предложите ребёнку определить, в каких ситуациях авторское право нарушено, а в каких нет.

1.      Вы делали реферат, вставили фото из Интернета и не указали имя автора/источник (авторское право нарушено).

2.      Вы опубликовали видео в своей социальной сети и увидели его в группе вашего города (авторское право нарушено).

3.      Вы скачали фильм и решили опубликовать его на своей странице в социальной сети, чтобы его увидело как можно больше людей (авторское право нарушено).

4.      Фото, которое вы разместили на своей страничке в соцсети, стали лайкать и пересылать друг другу разные люди (авторское право не нарушено).

5.      Вы решили опубликовать работы местного художника в своей научной статье, и автор в переписке разрешил вам это сделать (авторское право не нарушено).

6.      Вы придумали интересную идею для проекта и рассказали об этом однокласснику, а позже он использовал эту идею в своем проекте (авторское право не нарушено).

В качестве альтернативы вы можете использовать интерактивное задание на онлайн-ресурсе Learning.apps.

Порассуждайте вместе с ребёнком над ответами на следующие вопросы:

  • Являются ли информационные продукты (презентации, проекты, рефераты и так далее) объектами интеллектуальной собственности? Почему?
  • Почему важно соблюдать авторские права в сети Интернет?
  • Что делать, если авторские права были нарушены?

Электронные деньги

Посмотрите вместе с ребёнком видеоролик на тему «Электронные деньги».

#

Электронные деньги часто путают с безналичными, но это разные виды денег. Безналичные деньги ― это деньги, которые применяются для перечисления средств между банковскими счетами.

Расскажите детям несколько интересных фактов об электронных деньгах. И предложите определить, правда это или ложь. 

Факт № 1. Чтобы открыть электронный кошелёк, потребуется не более 1 минуты. (Правда.)

Факт № 2. Переводы с помощью электронного кошелька можно делать только в рублях. (Ложь.)

Факт № 3. Деньги на электронный кошелек можно положить только с помощью терминала. (Ложь.)

Факт № 4. Если вы ошиблись при переводе с электронного кошелька, то ничего сделать нельзя, деньги не вернутся. (Правда.)

Факт № 5. Электронный кошелек можно завести с 18 лет. (Ложь.)

Правила ответственного обращения с электронными деньгами

  • Для перевода средств используйте известную и надёжную платежную систему или воспользуйтесь терминалом.
  • Соблюдайте правила безопасного поведения в Интернете: не переводите деньги незнакомым получателям или на незнакомых сайтах.
  • Не храните большие суммы денег в интернет-кошельках, пополняйте их по мере необходимости.
  • Бережно храните логин и пароль: в случае утери восстановить доступ к счёту будет невозможно.

Порассуждайте вместе с ребёнком над ответами на следующие вопросы:

  • Чем удобны электронные деньги?
  • Для каких покупок удобны электронные деньги?
  • Какие могут возникнуть сложности с электронными деньгами?

Цифровой баланс

Посмотрите вместе ребёнком видеоролик на тему «Цифровой баланс».

#

Цифровой баланс ― баланс между онлайн и офлайн жизнью.Предложите ребёнку пройти тестирование на уровень цифрового баланса.

Как же научиться соблюдать цифровой баланс? Поделитесь некоторыми советами.

  • Для удобства составляйте расписание дня и планируйте, сколько времени вы проведёте в сети.
  • Постарайтесь при очных встречах не пользоваться телефоном, а уделять время друзьям.
  • Отключайте уведомления на телефоне, когда вам нужно сконцентрироваться на важном деле.
  • Поставьте ограничения на приложения или используйте таймер, чтобы контролировать время в сети.
  • Важно, чтобы время, проведённое в сети, не превышало время в реальной жизни.

Порассуждайте вместе с ребёнком над ответами на следующие вопросы.

  • Как влияет на человека большое количество времени, проведённого в сети?
  • Как создать баланс между онлайн и офлайн жизнью?
  • Можно ли пользоваться телефоном, если ты решил провести время оффлайн?

Права потребителей

Посмотрите вместе с ребёнком видеоролик на тему «Права потребителей».

#

Сегодня мы часто покупаем товары в Интернете. Всегда ли мы уверены в том, что товар будет доставлен в срок, а его внешний вид и качество будут соответствовать описанию, размещенному на сайте продавца? Что мы можем сделать, чтобы защитить свои права покупателя в Интернете?

Расскажите детям несколько правил ответственного поведения потребителя.

  • Изучайте и сравнивайте информацию о товаре до совершения покупки.
  • После оплаты покупки сохраняйте чек/квитанции, подтверждающие покупку.
  • При получении товара в присутствии продавца/курьера проверяйте внешний вид, качество (отсутствие дефектов), работоспособность приборов, срок годности и прочие характеристики.
  • Если в процессе эксплуатации возникли проблемы, указывающие на производственный дефект, сразу сообщите об этом продавцу.
  • Оформите запросы продавцу в письменном виде, чтобы дата обращения и его текст были зафиксированы.

Зачитайте ребёнку текст и предложите угадать, какие слова должны быть на месте выделенных слов.

Покупатель интернет-магазина может отказаться от сделки и потребовать деньги обратно в любой момент до получения товара и в течение 7 дней после. Если на сайте продавца не указан порядок возврата товара, то его срок увеличивается до трех месяцев. Продавец обязан вернуть деньги, полученные от покупателя, в течение 10 дней с момента предъявления требования. Если магазин после составления акта возврата в течение 10 дней не вернул деньги или устно отказался это делать, нужно составлять претензию на имя продавца. В некоторых случаях покупка, приобретённая в интернет-магазине, возврату не подлежит. Вернуть предмет при условии, что он не имеет недостатков, невозможно, если он изготовлен по индивидуальному заказу: например, сшит пиджак по меркам клиента. Однако если вещь, сделанная на заказ, имеет дефекты, либо исполнитель нарушил сроки её доставки при условии предварительной оплаты покупки, то клиент имеет право от неё отказаться.

В качестве альтернативы вы можете использовать интерактивное задание на онлайн-ресурсе Learning.apps.

Порассуждайте вместе с ребёнком над ответами на следующие вопросы:

  • Можно ли вернуть товар при покупке товара в интернет-магазине?
  • Что делать, если продавец отказывается возвращать вам деньги за товар, хотя по закону вы имеете на это право?
  • Какой закон защищает права покупателя?

Цифровой этикет

Посмотрите вместе с ребёнком видеоролик на тему «Цифровой этикет».

#

Все мы переписываемся в Интернете, но при этом редко задумываемся о правилах общения. Как же вести себя в переписке с собеседником? В сети работают те же принципы вежливости, что и в жизни, но есть несколько особых рекомендаций. Цифровой этикет ― правила коммуникации в сети. 

В видеоролике прозвучало несколько советов.

  • Обращайтесь к незнакомым людям на «вы».
  • Если нужно отправить сообщение в позднее время, можно воспользоваться функцией «отложенное сообщение».
  • Дайте собеседнику минимум сутки на ответ.
  • Не записывайте голосовые сообщения незнакомым людям.

Предложите ребёнку подумать о том, какие ещё можно дать советы при общении в сети. 

Ещё несколько правил цифрового этикета.

  •  Обязательно приветствуйте собеседника в начале общения.
  • Обязательно спросите у человека разрешения, прежде чем публиковать фото или любую личную информацию, которая его касается.
  • Уважайте чужое время. Если у вас есть вопрос, постарайтесь разобраться в нём самостоятельно. Если не получается, то попросите помощи.
  • Одна мысль  ― одно сообщение. Писать короткие сообщения может быть проще, но со стороны получателя это выглядит так: телефон бесконечно вибрирует, а на деле это оказывается один простой вопрос.
  • При общении по видеосвязи заранее проверьте микрофон и камеру, присоединяйтесь к звонку из тихого места и старайтесь по возможности включить камеру, если участвуете в обсуждении.

Порассуждайте вместе с ребенком над ответами на следующие вопросы:

  • Почему важно соблюдать цифровой этикет?
  • Можно ли отправлять голосовые сообщения незнакомому человеку?
  • Как лучше обращаться к незнакомым людям?
Понравилась статья?
Поделиться
Ссылка скопирована

Это тоже будет полезно

Закрыть
Поделитесь, почему не понравилось
В комментарии можете рассказать, как нам стать лучше
Подписка на обновления
Подпишитесь и узнайте первым о новых материалах для родителей
Мы используем cookie-файлы для удобства пользователей и улучшения работы сайта, а также заботимся о защите персональных данных наших пользователей. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с Условиями пользования сайтом.
Согласен