Цифровой ликбез
1-4 класс5-7 классЦифровые навыкиФинансовая грамотность

Цифровой ликбез

Смотрите видеоролики вместе с детьми и погрузитесь в мир цифровой и финансовой грамотности

≈5 минут
#
Поделиться
Ссылка скопирована

Цифровой след

Посмотрите видеоролик по теме «Цифровой след».

#

Цифровой след или электронный след — это данные, которые вы оставляете при использовании Интернета. Чтобы обезопасить себя от негативного влияния вашего цифрового следа, следуйте правилам безопасности при работе в интернете.

1. Использование сильных паролей

Сильные пароли — это сложные и уникальные пароли. Не используйте легко угадываемые пароли, такие как даты рождения или простые слова. Рекомендуется использовать комбинацию букв верхнего и нижнего регистра, цифр и специальных символов. Также важно использовать разные пароли для разных аккаунтов.

2. Применение двухфакторной аутентификации

Аутентификация — это процесс проверки подлинности пользователя, чтобы убедиться, что он является тем, за кого себя выдаёт. Двухфакторная аутентификация означает, что, кроме пароля, потребуется дополнительное подтверждение подлинности, например SMS-код или специальное приложение.

3. Использование безопасных сетей Wi-Fi

При подключении к открытой сети Wi-Fi ваша личная информация может быть перехвачена преступниками. Пользуйтесь защищёнными сетями с паролем.

4. Отключение геолокации

Некоторые приложения и социальные сети могут отслеживать ваше местоположение по умолчанию. Отключите эту функцию, чтобы предотвратить отслеживание.

5. Осознанное использование социальных сетей

Будьте внимательны при публикации информации в социальных сетях. Ограничьте видимость своих постов только для доверенных друзей и не разглашайте конфиденциальную информацию, такую как адрес проживания или финансовые данные.

6. Внимательность к фишингу

Фишинг — это интернет-мошенничество с целью получения доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям. Будьте осторожны при открытии ссылок, получаемых по электронной почте или в сообщениях социальных сетей. С помощью фишинговых атак мошенники могут попытаться перехватить ваши данные, выдавая себя за настоящие организации. Проверяйте электронную почту и URL-адреса, прежде чем предоставлять личную информацию или входить в систему.

7. Защита устройств

Используйте антивирусное программное обеспечение и брандмауэры на своих устройствах, чтобы защититься от вредоносных программ и кибератак. Также важно сохранять резервные копии важной информации, чтобы минимизировать потери данных при возможных сбоях или атаках.

8. Осознанное использование приложений и услуг

Перед установкой приложений и предоставлением доступа к вашей личной информации ознакомьтесь с политиками конфиденциальности и разрешениями, которые необходимы для установки. Если услуга или приложение запросили нежелательные разрешения или запрашивают больше данных, чем необходимо, обдумайте, стоит ли им доверять.

Порассуждайте вместе с ребёнком над ответами на следующие вопросы:

●      Что такое цифровой след?

●      Чем опасно пренебрежение правилами сохранности цифрового следа?

●      Почему важно использовать безопасные сети Wi-Fi?

●      Что такое двухфакторная аутентификация?

●      Что такое фишинг и как его распознать?

Информационный шум

Посмотрите видеоролик по теме «Информационный шум».

#

Информационный шум — это большое количество ненужной информации, загружающей наш мозг.

В современном мире мы сталкиваемся с огромным объёмом информации, доступной нам через различные источники, такие как интернет, социальные сети, новостные сайты и т. д. Постоянный доступ к информации может привести к перегрузке, когда мы пытаемся усвоить и обработать все новости, обновления и данные, которые поступают к нам. Также в сети может быть большое количество ненужной или непроверенной информации, которая также усваивается нами. И, конечно, информационным шумом является большое количество постоянных уведомлений.

Как информационный шум влияет на нас

1. Ложная информация: можно встретить новости или статьи, которые содержат неправду или ошибочные сведения.

2. Избыток информации: наш мозг не может сразу обработать большое количество информации. Информационный шум может делать нас раздражительными и утомлёнными.

3. Неактуальная информация: предлагается информация, которая уже устарела. Это неактуальная информация, которая только путает и отвлекает нас.

4. Стресс и тревога от постоянных уведомлений: большое количество уведомлений из различных социальных сетей может увеличить стресс.

Чтобы защититься от информационного шума следуйте следующим советам:

1. Проверяйте информацию. Если вам кажется, что информация может быть неправильной, не стесняйтесь проверить её. Используйте надёжные источники, такие как проверенные сайты, учебники или справочники. Уточните информацию у взрослых или учителей.

2. Почистите свои подписки в социальных сетях, оставьте только то, что действительно читаете. Удалите ненужные фотографии, видеоролики, приложения, файлы с телефона и компьютера, а те, что нужны — структурируйте в папки. Если не используете те или иные файлы ежедневно, переместите их в облако или на жесткий диск, чтобы они не засоряли потоки с информацией.

3. Старайтесь не включать телевизор, радио, музыку «для фона».

4. Поглощая ту или информацию, задайте себе вопрос: «Это то, что мне сейчас нужно?». Будьте внимательны к тому, что воспринимаете.

5. Отключите уведомления в телефоне.

6. Устройте «день тишины». Постарайтесь ограничить поток входящей информации до нуля. В этом вам может помочь прогулка на природе, занятие спортом или любимое хобби.

7. Откажитесь от информации, которая вызывает негативные эмоции. В течение дня уделите время позитивной информации: любимая книга или приятная музыка.

 

Порассуждайте вместе с ребёнком над ответами на следующие вопросы:

●      Что такое информационный шум?

●      Как справляться с информационным шумом?

●      Как обезопасить себя от информационного шума?

●      Как сократить поток ненужной информации?

●      Зачем нужен день тишины?

Культура работы с данными

Посмотрите видеоролик по теме «Культура работы с данными».

#

В современном мире данных становится всё больше, и они становятся и более ценными, и более доступными. Культура работы с данными — это умение понимать данные, работать с ними и анализировать их, а также правильно использовать.

Данные — это факты и сведения, которые мы получаем из разных источников. Они могут быть числами, словами, картинками и даже звуками.

Информация — это обработанные данные, которые представлены в виде, удобном для проведения анализа и принятия решений.

Работая с данными, помните о правилах — культуре работы с данными.

Советы по работе с большим количеством данных

1. Проведите предварительный анализ данных: перед тем как начать анализировать большой объём данных, проведите предварительный анализ, чтобы получить о них общее представление. Это поможет вам лучше понять, какие данные у вас есть, и определить ключевые пункты.

2. Используйте методы фильтрации и сортировки: для облегчения работы с большим объёмом данных используйте методы фильтрации и сортировки. Фильтрация позволяет исключить ненужные данные и сосредоточиться на тех, которые имеют наибольшую значимость. Сортировка помогает упорядочить данные по определённым критериям (например, по времени, по алфавиту и так далее), что делает их более удобными для анализа и поиска важной информации.

3. Используйте визуализацию данных: визуализация может быть мощным инструментом для обработки больших объёмов информации и выявления главного. Представление данных в виде графиков, диаграмм, карт и других визуальных элементов позволяет быстрее обнаружить тренды, аномалии и взаимосвязи, которые могут быть скрыты в больших объёмах неструктурированных данных.

4. Автоматизируйте процесс: используйте автоматизированные инструменты, которые могут значительно упростить анализ больших объёмов данных.

5. Надёжные источники данных: используйте только надёжные и проверенные источники данных.

Порассуждайте вместе с ребёнком над ответами на следующие вопросы:

●      Что такое данные?

●      На что нужно обращать внимание при работе с данными?

●      Какие методы помогают облегчить работу с большим объёмом данных?

●      Какие инструменты используют для структурирования данных?

●      Как называется процесс, который помогает упорядочить данные по определённым критериям (например, по времени, по алфавиту и т. д.)?

Авторское право

Посмотрите видеоролик на тему авторского права.

#

Расскажите, что авторское право ― это юридический термин, который означает, что права на произведение, ставшее результатом интеллектуального труда, принадлежат создателю (автору). Авторское право действует даже в Интернете и защищает любые виды контента: тексты, изображения, фото, дизайн, графику. Мы ежедневно используем и размещаем информацию в Интернете и редко задумываемся, что существуют законные правила использования информации, которую мы получаем через сеть.

Предложите ребёнку определить, в каких ситуациях авторское право нарушено, а в каких нет.

1.      Вы делали реферат, вставили фото из Интернета и не указали имя автора/источник (авторское право нарушено).

2.      Вы опубликовали видео в своей социальной сети и увидели его в группе вашего города (авторское право нарушено).

3.      Вы скачали фильм и решили опубликовать его на своей странице в социальной сети, чтобы его увидело как можно больше людей (авторское право нарушено).

4.      Фото, которое вы разместили на своей страничке в соцсети, стали лайкать и пересылать друг другу разные люди (авторское право не нарушено).

5.      Вы решили опубликовать работы местного художника в своей научной статье, и автор в переписке разрешил вам это сделать (авторское право не нарушено).

6.      Вы придумали интересную идею для проекта и рассказали об этом однокласснику, а позже он использовал эту идею в своем проекте (авторское право не нарушено).

В качестве альтернативы вы можете использовать интерактивное задание на онлайн-ресурсе Learning.apps.

Порассуждайте вместе с ребёнком над ответами на следующие вопросы:
  • Являются ли информационные продукты (презентации, проекты, рефераты и так далее) объектами интеллектуальной собственности? Почему?
  • Почему важно соблюдать авторские права в сети Интернет?
  • Что делать, если авторские права были нарушены?

Электронные деньги

Посмотрите вместе с ребёнком видеоролик на тему «Электронные деньги».

#

Электронные деньги часто путают с безналичными, но это разные виды денег. Безналичные деньги ― это деньги, которые применяются для перечисления средств между банковскими счетами.

Расскажите детям несколько интересных фактов об электронных деньгах. И предложите определить, правда это или ложь. 

Факт № 1. Чтобы открыть электронный кошелёк, потребуется не более 1 минуты. (Правда.)

Факт № 2. Переводы с помощью электронного кошелька можно делать только в рублях. (Ложь.)

Факт № 3. Деньги на электронный кошелек можно положить только с помощью терминала. (Ложь.)

Факт № 4. Если вы ошиблись при переводе с электронного кошелька, то ничего сделать нельзя, деньги не вернутся. (Правда.)

Факт № 5. Электронный кошелек можно завести с 18 лет. (Ложь.)

Правила ответственного обращения с электронными деньгами

  • Для перевода средств используйте известную и надёжную платежную систему или воспользуйтесь терминалом.
  • Соблюдайте правила безопасного поведения в Интернете: не переводите деньги незнакомым получателям или на незнакомых сайтах.
  • Не храните большие суммы денег в интернет-кошельках, пополняйте их по мере необходимости.
  • Бережно храните логин и пароль: в случае утери восстановить доступ к счёту будет невозможно.
Порассуждайте вместе с ребёнком над ответами на следующие вопросы:
  • Чем удобны электронные деньги?
  • Для каких покупок удобны электронные деньги?
  • Какие могут возникнуть сложности с электронными деньгами?

Цифровой баланс

Посмотрите вместе ребёнком видеоролик на тему «Цифровой баланс».

#

Цифровой баланс ― баланс между онлайн и офлайн жизнью.Предложите ребёнку пройти тестирование на уровень цифрового баланса.

Как же научиться соблюдать цифровой баланс? Поделитесь некоторыми советами.

  • Для удобства составляйте расписание дня и планируйте, сколько времени вы проведёте в сети.
  • Постарайтесь при очных встречах не пользоваться телефоном, а уделять время друзьям.
  • Отключайте уведомления на телефоне, когда вам нужно сконцентрироваться на важном деле.
  • Поставьте ограничения на приложения или используйте таймер, чтобы контролировать время в сети.
  • Важно, чтобы время, проведённое в сети, не превышало время в реальной жизни.
Порассуждайте вместе с ребёнком над ответами на следующие вопросы:
  • Как влияет на человека большое количество времени, проведённого в сети?
  • Как создать баланс между онлайн и офлайн жизнью?
  • Можно ли пользоваться телефоном, если ты решил провести время оффлайн?

Права потребителей

Посмотрите вместе с ребёнком видеоролик на тему «Права потребителей».

#

Сегодня мы часто покупаем товары в Интернете. Всегда ли мы уверены в том, что товар будет доставлен в срок, а его внешний вид и качество будут соответствовать описанию, размещенному на сайте продавца? Что мы можем сделать, чтобы защитить свои права покупателя в Интернете?

Расскажите детям несколько правил ответственного поведения потребителя.

  • Изучайте и сравнивайте информацию о товаре до совершения покупки.
  • После оплаты покупки сохраняйте чек/квитанции, подтверждающие покупку.
  • При получении товара в присутствии продавца/курьера проверяйте внешний вид, качество (отсутствие дефектов), работоспособность приборов, срок годности и прочие характеристики.
  • Если в процессе эксплуатации возникли проблемы, указывающие на производственный дефект, сразу сообщите об этом продавцу.
  • Оформите запросы продавцу в письменном виде, чтобы дата обращения и его текст были зафиксированы.

Зачитайте ребёнку текст и предложите угадать, какие слова должны быть на месте выделенных слов.

Покупатель интернет-магазина может отказаться от сделки и потребовать деньги обратно в любой момент до получения товара и в течение 7 дней после. Если на сайте продавца не указан порядок возврата товара, то его срок увеличивается до трех месяцев. Продавец обязан вернуть деньги, полученные от покупателя, в течение 10 дней с момента предъявления требования. Если магазин после составления акта возврата в течение 10 дней не вернул деньги или устно отказался это делать, нужно составлять претензию на имя продавца. В некоторых случаях покупка, приобретённая в интернет-магазине, возврату не подлежит. Вернуть предмет при условии, что он не имеет недостатков, невозможно, если он изготовлен по индивидуальному заказу: например, сшит пиджак по меркам клиента. Однако если вещь, сделанная на заказ, имеет дефекты, либо исполнитель нарушил сроки её доставки при условии предварительной оплаты покупки, то клиент имеет право от неё отказаться.

В качестве альтернативы вы можете использовать интерактивное задание на онлайн-ресурсе Learning.apps.

Порассуждайте вместе с ребёнком над ответами на следующие вопросы:
  • Можно ли вернуть товар при покупке товара в интернет-магазине?
  • Что делать, если продавец отказывается возвращать вам деньги за товар, хотя по закону вы имеете на это право?
  • Какой закон защищает права покупателя?

Цифровой этикет

Посмотрите вместе с ребёнком видеоролик на тему «Цифровой этикет».

#

Все мы переписываемся в Интернете, но при этом редко задумываемся о правилах общения. Как же вести себя в переписке с собеседником? В сети работают те же принципы вежливости, что и в жизни, но есть несколько особых рекомендаций. Цифровой этикет ― правила коммуникации в сети. 

В видеоролике прозвучало несколько советов.

  • Обращайтесь к незнакомым людям на «вы».
  • Если нужно отправить сообщение в позднее время, можно воспользоваться функцией «отложенное сообщение».
  • Дайте собеседнику минимум сутки на ответ.
  • Не записывайте голосовые сообщения незнакомым людям.

Предложите ребёнку подумать о том, какие ещё можно дать советы при общении в сети. 

Ещё несколько правил цифрового этикета.

  •  Обязательно приветствуйте собеседника в начале общения.
  • Обязательно спросите у человека разрешения, прежде чем публиковать фото или любую личную информацию, которая его касается.
  • Уважайте чужое время. Если у вас есть вопрос, постарайтесь разобраться в нём самостоятельно. Если не получается, то попросите помощи.
  • Одна мысль  ― одно сообщение. Писать короткие сообщения может быть проще, но со стороны получателя это выглядит так: телефон бесконечно вибрирует, а на деле это оказывается один простой вопрос.
  • При общении по видеосвязи заранее проверьте микрофон и камеру, присоединяйтесь к звонку из тихого места и старайтесь по возможности включить камеру, если участвуете в обсуждении.
Порассуждайте вместе с ребенком над ответами на следующие вопросы:
  • Почему важно соблюдать цифровой этикет?
  • Можно ли отправлять голосовые сообщения незнакомому человеку?
  • Как лучше обращаться к незнакомым людям?
Понравилась статья?
Поделиться
Ссылка скопирована

Это тоже будет полезно

Закрыть
Поделитесь, почему не понравилось
В комментарии можете рассказать, как нам стать лучше
Подписка на обновления
Подпишитесь и узнайте первым о новых материалах для родителей
Мы используем cookie-файлы для удобства пользователей и улучшения работы сайта, а также заботимся о защите персональных данных наших пользователей. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с Правилами обработки cookies.
Согласен